Искусство Франции
|
Четыре всадника.
Апокалипсис из Сен-Севера. 1028 г.
Париж, Национальная библиотека
|
Миниатюра Франции весьма разнообразна, притом отражает некую зависимость от школ Испании и Англии. Знаменитый экземпляр "Апокалипсис из Сен-Севера", что находится в Парижской национальной библиотеке, исполнен на юге Франции (меж. 1023 и 1072 гг.) и представляет собой хорошим примером линеарно-плоскостного стиля романской книжной живописи примыкающей к северо-испанским прототипам. Образы миниатюры фантастичны и выразительны, отсутствует перспектива и объем, искажены пропорции, резкая окраска широких полос, служащих фоном, четкость обведенных образов - все это сочетается с проявлением ранних реалистических тенденций.
|
Фрески монастырской церквиСен Савен сюр Гартамп(вторая половина 11 в.) в провинции Пуату.Автор фото |
Имеет место развитие и
монументальной живописи. Фрески далеко не уходят от книжной миниатюры - также присутствует плоскостность и отсутствие свето-теневой моделировки. Но, при всем этом, богаты живостью и яркостью рассказа. Живой пример: сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Гартамп (вторая половина 11 в.) в провинции Пуату. Фрески, подобно тому, как ткался или вышивался узор на коврах, покрывали стены и своды храмов - сплошь, ковром, длинными фризами, а из-за интенсивности фона получили названия "школы светлых тонов" и "школы синих тонов". Первая школа (один из представителей, которой, церковь Сен Савен, о которой говорилось раньше) характеризуется: светлыми тонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос разной окраски, резкими контурами и плоской плоской трактовкой форм; вторая характеризуется синим фоном, богатым колоритом и явственным воздействием византийского искусства и господствовала на востоке и юге Франции. Как пример таких фресок, можно привести ковер, что дошел до нас из собора в Байе, 70 м длиной и 0,5 м шириной с изображением завоевания Англии норманами в 1066 г. В прикладном же искусстве Франции этого периода весьма интересно искусство выемчатых эмалей в городе Лимож.
|
Знаки зодиака. Рельеф из собора Сен-Сернен в Тулузе. Ок. 1145-1120 гг. |
С 12 века огромную роль в декоре храма начинает играть
скульптура, особенно этим славились церкви с наиболее оппозиционным движением. В таких церквях искусство носило более назидательный характер, они украшали порталы и тимпаны над входом сценами "Страшного суда", апокалипсическими видениями и "Страстями Христовыми". Это церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Старейшей скульптурной мастерской была
тулузкая. В то время скульптура развивалась под влиянием миниатюры, потому рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо. Большую роль играет линейный рисунок, складки одежды нарисованы глубокими врезанными линиями, а не вылеплены.
|
аббатства Сен Пьер в Муассаке (пер. половина 12 в., Лангедок) |
Мастерство
лангедокской скульптуры наиболее ярко проявляется в рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (пер. половина 12 в., Лангедок). В позе апостола Петра мы видим усиленную экспрессию, стремительные и крайне напряженные движения, его манерно изогнутая поза и формальные приемы являются типичными для этой школы. В скульптурном декоре, сохранившемся до наших дней, видно больше повествования. Главные фигуры - Христос и Богоматерь, обычно вокруг них строится композиция, а сами одни изображены крайне большими. Вся плоскость заполняется рельефами. Этакая боязнь пустот говорит о влиянии миниатюры.
|
Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт; 1130 - 1140). "Страшный суд" |
Бургундская скульптура была под большим влиянием лангедокской, однако в ней виднеется больше мягкости, человечности, изящества в движениях, одухотворенности в лицах, о чем говорит рельеф с изображением "Страшного суда" в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт; 1130 - 1140). "Страшный суд" является капитальным памятником и подписан именем мастера Гислеберта. Центральная фигура Христа крайне удлинена и статична, а вокруг него идет активная борьба за человеческие души между чертями и ангелами. Слева от Христа - праведники, вступающие в рай, справа - маленькие человечки с подогнутыми ногами представляют собой человеческие души ожидающие решения судьбы.
|
Фрагмент "Страшного суда". Сен Лазар в Отэне
|
|
Церковь Сен Трофим в Арле
|
Прованская скульптура имеет свои особенности: по сторонам портала виднеются статуи святых, сделанные под явным влиянием античной скульптуры. Это из за того, что здесь была некогда римская провинция. Сохранившиеся с тех пор античные памятники оказывали воздействие не только на архитектуру, но и на скульптуру. Фасады в Провансе нередко во всю ширину украшены фризами, например, церковь Сен Трофим в Арле, а изображенные по сторонам фигуры апостолов явный пример подражания статуям античных философов и риторов. Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений, почерпнутых из современной жизни.
|
Церковь Сен Трофим в Арле
|
|
Королевский портал Шартрского собора |
Овернская скульптура близка прованской со своей виднеющейся позднеантичной традицией и сформировалась в середине 12 века. Она важна, в особенности, своей первенствующей ролью в процессе становления форм готического стиля. Северо-Восточная Франция (область Иль де Франс) богата пластикой. В конце 12 века была создана скульптура западного, королевского портала Шартрского собора: изображение Христа во славе - в центральном тимпане, Мария с младенцем и сцены "Вознесения" - в боковых. Эти фигуры неестественно вытянуты, собой подчеркивая несущую роль колонн. Женские фигуры художник одел в платья и сделал модные прически, тем самым подчеркнув известный реализм, присущий данной школе.
|
Шартрский собор |
|
Королевский портал Шартрского собора. Фрагмент Фото |
Комментариев нет:
Отправить комментарий