Архитектура во Франции
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjjsDvSEq1QA1KFLXsS8Ov-GRg_6MD-0CIpMQoZze7Hn6ZVzEeC7tytxgiyokz8603bllhwST6P6NoBvl3eCOb70RFo_KTFZQqsNhgZszb06UfpQD1feipaM2uIM1IfQxyKCy4p4p7Pj4U4/s320/%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%80+%D0%B4%D0%B0%D0%BC+%D0%BB%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4+%D0%B2+%D0%BF%D1%83%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5.jpg) |
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье |
Больше всего архитектурных памятников романского периода
находится на территории Франции, особенно к югу от Луары, где проходили
основные пути паломничества. Франции была отведена роль быть ведущей в
средневековой культуре и духовной жизни Европы. В это время была впервые
записана эпическая поэма "Песнь о Роланде", были записаны первые
лирические песни провансальских труверов (французские поэты начала 11 - конца
14 вв.), первые фаблио ( басня, рассказ - один из жанров французской городской
литературы начала 12 - конца 14 вв., главной целью, которого, было развлекать и
поучать жителей), исторические хроники. Именно во Франции сложился законченный
стиль романской архитектуры. А из-за маленькой взаимосвязи отдельных областей
Франции, в этот период четко прослеживаются архитектурные особенности каждой из
них.
Самые огромные по размеру церкви строились на дорогах к
святым местам, они были рассчитаны на большое число местных прихожан и
паломников. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда в три нефа и с
рядом капелл окружающих апсиду (венец капелл), хранящие в себе разнообразные
реликвии, хороший пример - церковь Сен Мартен в Туре, 10-11 вв.).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiXYBdebCqWwMwpgZPRdndD3lftQ6wCyltz_HGUtDH4vxeWfR08Mwxh9iW74smDJpw9vQYp6Jqzww3_SG1nx1pGK9-6iQuUfPuxVDgj_vQheiozanZjZAtadZ9DUZW5iBI9HoPNCzYmyx7u/s400/%D0%A1%D0%B5%D0%BD+%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BD+%D0%B2+%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B5.jpg) |
Церковь Сен Мартен в Туре, 10-11 вв. |
Овернская школа
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgrClyaQXGW6TILgyZ9dY42F1Fz41bH4YuGYZeo1JF84WMC75eeZHTfKY4c1oPOdFNm3wPIxrxRaXp1BKezyT4_O_Zzkw_vg0ql_hZ2SEKxeyyWOtisejtRHkdL-1-rynNYHzVd2ozoSlec/s320/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%80-%D0%94%D0%B0%D0%BC+%D0%B4%D1%8E+%D0%9F%D0%BE%D1%80+%D0%B2+%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5.+%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD..jpg) |
Церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермонте. План |
Овернская школа отличалась особой суровостью. Для храмов
провинции Овернь характерны простота гладких стен и полное отсутствие декора.
Скульптурный декор очень редок, в основном его можно найти в виде резьбы на
капителях колонн. Главный неф имеет
коробовый свод (образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую
или многоцентровую коробовую кривую). Боковые нефы, равные по высоте с
центральным, возводятся с эмпорами (сооружения в виде трибун или галерей
второго этажа). Над средокрестием возвышается полусферический купол. Над
куполом возвышается восьмигранная башня имеющая, в основном, декоративное
значение. Главный неф, из-за такого строения храма, оказывается лишенным
прямого солнечного света, что, конечно, можно причислить к недостаткам церквей
этого типа. Яркий представитель: церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермонте,
1099-1185 гг.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgC-SPSYhmAvtP6bvWhvm5ZUWgPRCm7NBBixbPY0ovK10H2iY0-ItI636MZSCR78DtCj4CB6YlMZQxS0dE-XP0Dad3JlCL29wc_YofTv1deNSrP43feFlh5HfEVBbJ-EdskhjNuUlTVKKBe/s320/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%80+%D0%94%D0%B0%D0%BC+%D0%B4%D1%8E+%D0%9F%D0%BE%D1%80.+%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD.+%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D0%9E%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8.+1185+%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpg) |
Церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермонте 1099-1185 гг. |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhiA4VSt9ZSvQmwGI17Dg9NNgCxt2PI2MTBNpDy8NpRZhkw-UcB8-usaYVbRWgfQY-TIwmfBTU7HluWHcye68w1n1nWhaRwvyjlICzb87r1g98tHQO6xctkIwDRRAaheZ5waCWUj5N0TI6E/s320/%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9C%D0%95%D0%A0+%D0%AD%D0%9C%D0%9F%D0%9E%D0%A0+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%80-%D0%94%D0%B0%D0%BC-%D0%B4%D1%8E-%D0%9F%D0%BE%D1%80+%D0%B2+%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD-%D0%A4%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5.+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7.jpg) |
церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране. разрез |
Школа Пуату
Сравнительно низкие церкви, боковые нефы, которых, почти
достигают высоту центрального нефа. Эмпоры в них отсутствуют. Суровость и
нерасчлененность облика храма смягчает наружный декор. Яркий пример, церковь
Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, весь западный фасад, которого, покрыт скульптурной
резьбой.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiw-eQ5OV2ls1MWsUKwQyWrU_sgBeXMfIBZFbd7lHG6JETvXMPyI4peyLPhFDHBc6edRa7p_V01eMl_jjQjUaGFEtIeeqLQi_eVkUfleTzkexLa2v0cQx5GT56e-K9iLEotvM8MebKaV-fY/s400/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%80-%D0%94%D0%B0%D0%BC+%D0%BB%D0%B0+%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4+%D0%B2+%D0%9F%D1%83%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5.jpg) |
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье
|
Школа Прованса
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEickR4rXJTTQ25Q5OrAjjbYv36KTTbcZOe2O4pRF7tOowyVxhVWK6Nwd3q4QBZiVEeF0RFUA0Tg5Rtso4vlZBNGmp_bi48Z_nT1YUTw7a2qcBF_-JK34V-9F3O6Xr27-aCAsZOOFyaSz-Lo/s320/%D0%9A%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D1%80+%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0+%D0%A1%D0%B5%D0%BD+%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BC+%D0%B2+%D0%90%D1%80%D0%BB%D0%B5.jpg) |
Клуатр храма Сен Трофим в Арле |
Небольшие по размеру, однонефные или зальные храмы, главным
образом, близкими к античной римской архитектуре. Иногда имеют величественные
фасады, напоминающие римские триумфальные арки. В портале встречаются элементы
классической архитектуры, такие, как
фронтоны, антаблементы, коринфские капители, античные орнаменты и т.д.
При церквях обязательно присутствует клуатр - крытая обходная галерея,
обрамляющая закрытый сад монастыря или крупной церкви. Эта связь с античной культурой объясняется
тем, что Прованс некогда был районом греческой колонии, а затем и вовсе частью
территории Римской империи. Наиболее примечательны: церковь аббатства Сен Жиль
(11-12 вв.) и церковь Сен Трофим в Арле (12в.).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgiv-6JnPEkPgVZNt8_AqO0mTOWG4wXz_qIDSwomPXp2yiAD26LPuoVaqyoEdFSfEUciu21BtQSURO69NbfQJVqRrZnsLzp1IvbOMwOdvGZuLwiUzCBJrmgKlJ__zV8LR22X0RNZ6aLWP_3/s320/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0%A1%D0%B5%D0%BD+%D0%96%D0%B8%D0%BB%D1%8C.jpg) |
Церковь аббатства Сен Жиль
|
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjXGo-2YFIFcWPp9NE5rWi0zlDs__oUQZYald0iZvOCr7LhSHTmhzrEzNF0A75xf81jfB8sjKT6ZfItGra2ANID1AzJCApbrtiKTYRC00JOxVSPqINVbksAlI0PKagiIzEuqq0H36YX9E4R/s320/%D0%A1%D0%B5%D0%BD+%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BC+%D0%B2+%D0%90%D1%80%D0%BB%D0%B5.jpg) |
Церковь Сен Трофим в Арле |
Школа Бургундии
Без сомнения, бургундская школа занимает первое место среди
других французских школ романского периода. Именно здесь впервые начались
изменения конструкций сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с
высоким и широким нефом, со множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей,
обширным хором с обходом и развитым, радиально расположенным, венцом капелл.
Для этой школы типичен коробовый свод имеющий легкую стрельчатую форму, а не
полуциркульную арку, как в большинстве романских церквей, применение высоких
башен, а также использование в интерьере пилястр, декорирующих опорные пилоны.
Пилястры были заимствованы из галло-римского искусства. Центральный неф
освещался через окна над боковыми нефами. Также характерно наличие нартекса,
что расположен перед нефами.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhEwJ2u38zEPoTs5Kg2bdzXoYbYAfVQUtBWASdJByMumQfzkVFreKMqGsaUU1lIuPPePNsux-uVOzqby-QpgfSuLT1qvL9itKaNMAoNv0TOv4lSaMYcCuwUOtsPVRrkHAaKnTbHBTKMr-EJ/s200/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%B2+%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D0%BD%D0%B8.+%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD.png) |
Церковь в Клюни. План |
Наиболее грандиозной постройкой характерной для этой школы,
да и для всей средневековой Европы, стала церковь аббатсва Клюни (середина 11
в.), к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Клюнийский монашеский орден -
орден бенедиктинцев, играл огромную роль в политической и культурной жизни
средневековья. Они являлись центром латинской образованности, высокого
художественного ремесла, замечательно интересной книжной миниатюры.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhpqDbSo2avhbX_n2yJHpgNUEdR87ztSFR2f4z2fRHygRBxLhONvP11K5NWwvzClDg13Yeueyll3AFFwj8ZxlImkzWPeu9Ez0f7O-FwBFac58Hal7haqJCAMI4rXZhzCEOCFQ64u_h02gst/s400/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%B2+%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D0%BD%D0%B8.+%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpg) |
Церковь в Клюни. Реконструкция |
Церковь аббатства Клюни имела длину в 127 м и ширину в 40 м,
имела 5 нефов - высота центрального достигала 30 м, с двумя трансептами и
длинным натрексом. 5 башен увенчивало храм: 2 - по сторонам фасада, 1 - на
средокрестье и 2 - на концах большого трасепта. Для поддержания столь большого
размера здания были введены специальные опоры у наружных стен. На основе
аббатсва Клюни был построен собор Сен Лазар в Отене (1112 - 1132 гг.).
Цистерцианцы в Бургундии, наоборот, создали очень простой
тип церкви без всякого декора, осуждая страсть клюнийцев к великолепию.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhzl0j2iHCJBrFFP4btWZNXP-XgIGM1K00dFjP57HzqHhVntUBq49bCT1yiVOsafsmjc7Raj9xYPht0TNRkHEZEkDn73APWXeS2bt-M1vuEvDgmwwKIQSnvnAk8j6EN4t5m259UZIPdGVpA/s400/%D0%A6%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%B8+(Abbaye+de+Pontigny).jpg) |
Цистерцианское аббатство Понтиньи (Abbaye de Pontigny) |
Нормандская школа
Нормандские храмы романского периода отличаются сравнительной
простотой конструктивных форм - они также лишены декора, как у цистерцианцов,
однако, в отличие от бургундских храмов, трансепт в них однонефный и
отсутствует венец капелл. В плане церкви сильно удлинены и не имеют
деамбулаториев. Нефы и высокие башни (чаще всего четырехугольные в основании)
хорошо освещают внутреннее пространство церкви. Всем своим видом церкви больше
напоминают крепости, нежели храмы. Наиболее ярким представителем нормандской
школы является церковь Сент Этъен в Кане (11в., башни 12 в.).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhLvfpK9gJJ__FyRrp1UX0FjrUqz9HiRFy_VqIYW2XQXf4p3_H4d_pUCnVbWClj_QVjjtGpchJbm4cyCm16JfSUcwaZIvEf7xvS7Cb7eWLAd32Nh-REUcDe4aeYrH9-DDaZrF1-nKXxLBUS/s400/0_47152_62b5781e_XL.jpg) |
Церковь Сент Этъен в Кане
|
Нормандия сохранила нам пример крепостной архитектуры
романского периода - крепость Гайар.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjRiqsNrlBTfPxop_lLpZe87o7WP2YajjB-56kDIOGwFqFoktxDi3eFzyJSjMdSQaH8aV9-75zexT5Flnk_93hOwVbjFNrwnoKHAzGC90yegdxZ71zdDwt6-VHxeUxthlDm5OmIPxhF_Zq2/s320/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA+%D0%A8%D0%B0%D1%82%D0%BE-%D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B0%D1%80.+%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F.png) |
Замок Шато-Гайар. Реконструкция |
Школа Перигора
Эта школа несколько отличается от других школ Франции
романского периода, главным образом в широком применении куполов. Наиболее
яркий представитель - церковь Сен Фрон в Перигё (сер. 12 в.).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEisa7iWP8VTDGNKhrHCtVgS3MisjfsiGZRZcckyiZRTo1GrbxkpBYvZMEDp4e1Ba3t34h7OOIanDjx8RVdjd9G3HtcL_uKvpukS_qLLUCEFK6gob5M4sgYCuLdy56bXZJov5XNhZH0QDnm-/s320/%D0%A1%D0%B5%D0%BD+%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BD+%D0%B2+%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B3%D1%91.jpg) |
Церковь Сен Фрон в Перигё
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий