Романское искусство в Германии
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj6CGomsm_PhsPWg1_7G-JzfQ4cZTd2FtBANYs9xW7ugAwNsgn53twq8xatOfxm9ba7hmN1LQ7UOeSr0g_IcQa3sr5pFG3C3uTZNQ6F16wJqFtGGYiDgV-hTkztcZV_r6ADjVBWAOnzCuUj/s320/Wartburg_Burghof.jpg) |
За́мок Ва́ртбург (нем. Wartburg). Двор замка в 1900 |
Архитектура.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi44oOodz1Yqwo49NlvVCmrq7zQHEuqHk6EVKcD7gYa-tuHnjgYPRJRdWAfCOi8dwBkH6E4CbH63MbrRCG8PCpbi3VkW5CpA9I_wH52hjYnygZW8l00-n9bQdbsOpNO4kxdNkjHfBVp2K6V/s200/Wartburg_eisenach1.jpg) |
За́мок Ва́ртбург (нем. Wartburg) |
В Германии были сохранены и образцы светской архитектуры конца 10 - 11 веков и замки феодалов. К
светской архитектуре относится остатки императорских замков (пфальцев), а к последним можно отнести замок тюрингского ландграфа Вартбурга в Айзенахе, заложенным в 1067 году. В строении замка есть дворец 1190 - 1250 годов (который был подвержен изменениям в 19 веке) со знаменитым "залом певцов", замок-дворец и по сей день используется для музыкальных концертов. Древнейшая его часть - двухэтажная, с суровым наружным фасадом полукрепостного характера.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhborTKdtkKqeulVeoncXfA-iDwTJIRHQUGtvvarVOrVIXmE_CdeJWquHSVWoKPwLkhvh4Ww3rtXRZFRgGQYtMwx5JVNZb9YKCONuOmcCXTWaQkpE-bXStibaKuLPXdpu1rA6hyphenhyphenD2HZ7q5h/s200/000020.jpg) |
Церковь св. Михаила
в Гильдесгейме.
1010-1033 гг. План |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEggxDj3cnJXuFg6lCAOrFr28Bp5R7dluvNyEmhIncbelaKH3RlG8vedk04Pn-LIIcatrXnZzgvDkg_cWKS96-f1VivKg2zv6nMA5eAw04iuB2d1rgllEX-juu1DmbsRJT5MovmwwBNCee2s/s200/1_408_2.jpg) |
Церковь Св. Михаила в Гильдесгейме |
В Германии были выработаны некоторые новые типы базилики. Наиболее распространенным является тот, что характеризуется появлением второго хора, что располагается с западной стороны здания и иногда, даже, с введением второго трансепта. Большую роль играют башни являющиеся неотделимой частью архитектурного массива во внешнем облике базилик. К этому типу базилик относятся церковь св. Михаила в Гильдесгейме (пер. пол. 11 в.) и церковь в Гернроде (втор. пол. 10 в.; западная абсида 12 в.). Главные нефы обеих церквей имеют плоское перекрытие.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg4A6bh4c0rA8Tk4k5vfrp8e5p7BxLasnNjIYrHztCBID8q1c7Am4_ep_bsKysLmkd0_Vtd5lReZuVCMQmmV1KGYnudQeszlnb4adYNG0MS77xfaLdSmvjda4Izb_zjVJzDaDLObY6rKl8U/s200/IMG_9713.jpg) |
Церковь св. Кириака в Гернроде |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgBOWMlAXt0lCADCPI1zxByf_eU2CXAkzPbcEt86wUPLHpbrEqh8pNGpxikf1yNEPlffovaKFnewFKbZkFNRRMdV0Xy65Yfda_qjA3sRqx2P2Y1rQHbdVe2UWmr0pMKus5OCbB_GwE4gGgC/s200/0_7074f_971f9bc9_XXXL.jpg) |
Майнцский собор |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEicReTsTV72lIONaPlTnN5BCurPHDth1ByZ48IZev4xjabj0CmCUqC9eTMVN7TotJm1ZP0pPARdeHsh0Fhno3l5umQ1pwhpn6_pLBbDOpT78QlMJn1kOrMkOqyG_DSfqnqpCPMbLZHczPG6/s200/normal_20~7.jpg) |
Собор св. Петра.
Вормс |
А в 12 веке архитектура вступила с полосу расцвета, испытывая на себе влияние французского и итальянского зодчества. Наиболее интересны соборы в городах: Майнце, Вормсе и Шпейере (11 - 12 вв.). Соборы несколько отличаются друг от друга, но для всех их свойственна устремленность вверх, что создают высокие башни, расположенные на западной и восточной сторонах. Коробовые своды сменяют собой плоские перекрытия, потому на смену прежним опорам приходят мощные столбы с примкнутыми к ним полуколоннами.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgoVQshjZmgoiD3Ynq4rWepr5E4qiziM9Mby7VbATcwkquX-kNkS0Ckof8c0MFaqFLm7lsFZQYUsoU2Q4vxFV9Ma67YvIlJO3JIN8hJS7xyotM8TO39qNZTdK2pgJveCFPV4Shh4bYfyTt8/s320/0Sy30oBQO98.jpg) |
Шпайерский собор |
Монументальная скульптура.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgcji-rawc2jqKymx9VHbtoLkkAA45WgVbZv_aNuEjOLb9KaiI0j0Zq60-9WbtwRbvcQ4LvWcLBMSoe6ZF_Jjb6Ay4qqJ3XlQcI_2EndgNo5JwAzZMZd5eilWPqc47DbcyNHdNzuBzh5iJt/s200/000363.jpg) |
Бог уличает Адама и Еву.
Рельеф бронзовых дверей из церкви
св. Михаила в Гильдесгейме |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhMdMP_tZbbLS2iPhe_q70E2V40ADvmN6J8akWaUaZnsst08s-vG-xw7Lk59o7Td50CNgRdwb2BwofOPM0OCy5MH2f8WXoGdN7OZxCIjRvM4sSY6eQq71AsVynFE_nIibCdY9goQnc62fUE/s200/s_29_hildesheim_doors.jpg) |
Гильдесгеймские ворота. |
В Германии романского периода монументальной скульптуры мало. Фасады церквей почти не украшались и скульптура в основном размещалась в интерьере: резьба купелей, крестов, окладов, иногда надгробий, еще реже - статуй. В роли материала выступает бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые надгробия по духу своему аскетичные, их образ застылый и статичный по форме. Деревянные распятия обычно раскрашивались, фигуры весьма суровы и бесстрастны, тело кажется нерасчлененным блоком, лица как будто живут в ином мире имея скорее символические изображения, олицетворяющие победу христианства над силами зла. Выражение религиозной экстатичности усиливается полным пренебрежением анатомии с вещественной передачей объемов. Несколько грубоватая и обобщенная трактовка фигур сочетается с реалистической трактовкой лица. Интересно, что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-то одной деталью, но при этом событие хорошо трактуется зрителем, как, например, рельефы бронзовых дверей в церкви св. Михаила в Гильдесгейме, отлитые между 1008 и 1015 годами. Они содержат в себе шестнадцать рельефов на сюжеты Библии и Евангелия.
Путь развития немецкой скульптуры проходит от полного схематизма и застылости до яркого индивидуального образа с преувеличенной динамикой конце 12 века. Примером служат рельефы ограды хора Либфрауенкирхе в Хальберштадте (начало 13 в.), в особенности рельефы ограды хора Бамбергского собора (ок. 1230 г.), что изображают истово спорящих пророков и апостолов. Несмотря на условность поз и орнаментальность складок одежды, фигуры их чрезвычайно выразительны, ярко показывающие нам непримиримость противников, жаждущих доказать истину, которую каждый читает по-своему.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh9wYXoUrHKeR0-0XQJ9YvEZdQadA4Hr0vMVK-EatUHFd-qSJddEsWPaAV6eXfd1V_svKoZ_AHWtrMdtfDuIn_61mR3rvM01ocjb52MEZpK7xmTECzMgrqEChtokqeFU2eIilkyk_ubAbwE/s320/attach.jpg) |
Пророки и апостолы. Скульптура ограды
Георгиевского хора собора в Бамберге |
Книжная миниатюра.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgj3JMeo85h1dy9eg6QOVjxAXu33jRGvnr2C9ZLX7CrVkKdcHZzo6D1Lme1aUuQsnm7syHQwX9i8ch9y50aVfPB9oJg9ofAm4aJEiCI17UZ_nbSa_Wjwhg9qozorVvKBVz182QMtliuj9iX/s320/19_4horsemen.jpg) |
Четыре всадника (фрагменты четырех листов).
Бамбергский Апокалипсис. 1000-1020 гг. |
Книжная миниатюра также активно развивается, в ней можно различить несколько художественных центров. Главным художественным центром была
школа Рейхенау на Боденском озере, где, кстати, размещалось бенедиктинское аббатство, в ней виднеются изменения от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Высшей точкой развития линеарного стиля Рейхенау является Бамбергский Апокалипсис (около 1020 г.; Бамберг, Государственная библиотека).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgHWi0q7jw7xV6jOCLMnGR1LMJ6CADxeAoSSJ-s_GM0xvZK-eHcYNrROhbjOG8PjXr0uA6P6gqP-t9EQ-Zt3KJG5ici7uMEdKss0LnaVAVSUR0ThYrRLhB6ov4yj97AEugQPatW2tb2sZT1/s200/08_hommage_otto_II_entroned.jpg) |
Миниатюра Регистра св. Григория |
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgC7T0ZYJYeO78XsScrxxapscqSKFW6hqSq0jDEIA6bO09QuL-ZoC1ltdJnhaWnzNAbe3XiYEPyj-qn9Mbndi9ivQ9YnrG_T_aR_xofJtGpOaOMp2oK3YbFzW8aNKghyU9O-sDFyWfXkmyX/s200/Meister_der_Reichenauer_Schule_002.jpg) |
Евангелие Оттона III |
Излюбленным сюжетом в манускриптах 10 - 11 веков были изображения властителя на троне в окружении символов власти ("Евангелие Оттона III", ок. 1000 г., Мюнхенская библиотека). Рассвет
трирской школы сменяется на линеарно-плоскостной стиль в 11 - 12 вв. Для этой школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита ( "Регистр св. Григория", Трир).
Склонность к символизму наиболее ярко выражена и монастырских
школах Регенсбурга (кодекс Уты),
Гильдесгейма (евангелие Бернварда) и
Кельна (Бамбергское евангелие). Регенсбургская школа выходит далеко за обычные рамки по богатству мотивов и разнообразию форм. Центром сложной орнаментальной композиции являются человеческие образы.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi339EFu92AXYwC0B5Vie3I1H3zdi7ONZn2UrY5gyANcQ0YmtWyeIeCHzVNJKMtzv7XLR5z8AMjJ4V3Glvr9h5fe_TR8VVPGsZdTbnTUjgDNYdddPdc05v-pOYlwX9e0BTSZHZfFyUXooTI/s320/27_st_erhard.jpg) |
вангеларий аббатисы Уты из Нидермюнстера.
Регенсбургская школа |
Лучшие произведения
кельнской школы были созданы в 12 в., когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgsPLaQTMTaDzVMYxTOY_N98qSOvk5cnVytreHHQBURVmbOl02Yjfw_1JBU4fVJ0ihbtyoIuVpjBGEcEXvUfvyJtRtW15SXhTYS_vgPuanQX2WsCAWLgOF18lF8_KGwpDFaD0tErQ9P9G1U/s320/28_jesus_sleep.jpg) |
Евангелие Аббатисы Хитды из Мешеде
Кельнская школа |
Комментариев нет:
Отправить комментарий