пятница, 10 июня 2011 г.

Учимся рисовать человеческое лицо в программе Adobe Photoshop

Сейчас я предложу вашему вниманию урок взятый из журнала "2D Artist" № 036 (за Декабрь 2008 г.).
Почему именно с этого выпуска? Потому что впервые я узнала о существовании данного прекрасного журнала взглянув именно на эту обложку и восхитилась! А тут совершенно случайно попала на  русский перевод этого урока! Прекрасная удача!

В оригинале статья Николай Александер (Внимание! Художник - женщина) состоит из 3-х этапов, тут будет представлена лишь 3й этап (к сожалению) цикла по созданию реалистичного портрета в Adobe Photoshop.


P.S. Картинки все кликабельны. 


В этой последней - третьей части нашей рубрики я покажу вам, как связать все изученные ранее (в первых двух статьях) уроки и создать портрет поразительно реалистичный портрет человека без особых усилий. Так как мы уже затрагивали вопрос "каким образом" располагаются все части лица, я не буду снова останавливаться на этом, а лишь только коснусь наложения цветов и их сочетания. Ладно, теперь я покажу, как по шагам, начиная с набросков, создать портрет, обращая особое внимание на то, как рисовать волосы, тату и некоторые другие мелочи и детали, которые могут сыграть большую роль для конечного результата. По сути, эта статья покажет вам, как рисовать портреты, а вы уже сами решите, стоит ли в точности следовать этим правилам или нет, так как здесь нет особых правил, которые вы должны соблюдать, или наоборот бесполезных, которыми можно пренебречь.

ВВЕДЕНИЕ
Это не секрет, что именно отрисовка головы человека - вечная проблема художника, с анатомической точки, особенно когда мы рассчитываем на очень реалистичный результат. Довольно часто я вижу портреты, на которых уши или линия волос находится слишком высоко или, наоборот, слишком низко; глаза далеко друг от друга; слишком маленький рот или слишком длинный нос по сравнению с другими частями головы. В итоге полное сумасшествие. Каким бы странным это не показалось, но лицо можно разделить на секции - очень удобный способ изучить пропорции, данные всем нам от рождения или определить "золотую середину". Всё устроено в особой манере: сетка и все её компоненты. Но бесспорно "и у природы иногда бывают выходные", и черты лица некоторых из нас могут не соответствовать в точности предложенной сетке-разметке (мои уши, уж точно). Однако, зная её, вы облегчаете себе жизнь, и она послужит подспорьем для задания нужных вам пропорции.


Пожалуй, начнём!
Создайте новый файл больших размеров. Чем больше будет холст, тем больше мелких деталей можно будет на него нанести.2500x2500 пикселей – в действительности, самый минимальный размер для изображения, тем более, если впоследствии захотите распечатать свой рисунок в большом разрешении. Залейте холст нейтральным цветом и создайте новый слой для своего будущего наброска. Выберите простую круговую твёрдую кисть (Paint brush) с прозрачностью (Opacity) и размытым краем (Size Jitter) кисти в расчёте на нажим (Pen Pressure), и можно теперь переходить к созданию эскиза. Используйте направляющие, если вы ещё не сильны в создании эскизов от руки, особенно если вы только начинаете рисовать людей, таким образом, вы скоро начнёте замечать множество отличительных черт; узнаете о ракурсах и пропорциях, вглядываясь в лица, и то насколько значима игра света и тени. Когда я рисую от руки, я обычно делаю небрежный набросок и, если он мне нравится, я создаю новый слой и начинаю прорисовывать. Но в этот раз я буду менее небрежной: я собираюсь нарисовать несколько аккуратных линий, чтобы эскиз в итоге выглядел чистым.


Сейчас добавим под набросок новый слой и продолжим работу с круглой кистью (round Paintbrush). По желанию вы можете изменить размер размытости края (Size Jitter). Закрасим персонажа, взяв за цвет основы цвет кожи чуть светлее обычного, ориентировочно нанесите светлые и тёмные участки - будущие блики и тени, и ко всему прочему добавьте лёгкий румянец на губы и щёки. На этом этапе вы должны определиться с источником света, чтобы не было в итоге неразберихи. Перейдите к фоновому слою (Background layer) и там тоже добавьте дополнительные цвета. Это даст промежуточное понятие о том, как кожа персонажа будет выглядеть на фоне остального рисунка, - так как это заложено у вас в голове. (Рис. 03) Снова вернёмся к слою с вашим персонажем: проработайте нанесённые цвета при помощи круглой кисти с более мягким нажимом (softer round brush); при желании, вы можете изменить на ней настройки прозрачности (Opacity) на глаз, чтобы нанесённые цвета выглядели лучше.


Жёсткость (Opacity Jitter) оставьте включённой. Это поможет создать плавный переход между цветами, также можно придать коже больше естественности при помощи инструмента «Пальца» (Smudge Tool), выбрав насадку разбрызганных капель. Так же нанесите всего парочку мазков на первоначальную основу волос, чтобы они выглядели похожими на человеческие. На этом этапе увеличение прозрачности может вам пригодиться; но руководствуйтесь им лишь как подсказкой (Рис 04а). Помните, что лучший конечный результат можно получить, применяя "Кисть" и "Палец" в местах изгибов лица. (Рис. 04б).
Теперь пришло время для прорисовки деталей, о которой упоминалось выше. Время от времени мельком просматривайте весь портрет целиком, чтобы увидеть полную картину и устранить недочёты. 

 Не ленитесь делать это; как правило, этот процесс занимает много времени, так что не расстраивайтесь, если рисунок на данном этапе не «передел совершенства» (Рис. 05). Чтобы рисование не стало монотонным, я предлагаю чуть больше поработать над фоном на данном этапе, и чтобы лицо больше выделялось, используйте насыщенные цвета. Снова вернёмся к работе над прорисовкой лица и добавим лёгкие тени и блики, где необходимо. Смягчите те тени и линии, из-за которых портрет выглядит чересчур «компьютерным», так как отсутствуют текстуры; это чувство не будет покидать вас вплоть до последнего этапа.


Этот этап также займёт значительную часть времени, во время которого вы только и будете, что подбирать гармонирующие цвета, стирать погрешности и возвращаться к просмотру всего рисунка. Также неплохо было бы нанести на волосы оттенок, который станет промежуточным, чтобы убедиться, что рисунок соответствует эскизу. Как вы могли заметить, для этого я как и прежде использую простую круглую кисть, что только облегчит мою работу на следующем этапе (Рис. 06). Нанесение волос моментально придаёт вашему портрету объемность. Выберете кисть с узором в крапинку с интервалом в (Spacing set) 2-5%, выставите нажим (Pen Pressure) с жёсткостью (Opacity Jitter), и выключите размер размытости края (Size Jitter). Важно помнить, что когда рисуете волосы не обязательно прорисовывать каждый волосок. Достаточно прорисовать лишь пряди, которые и создадут в итоге причёску. Так как для волос мы уже создали основу, выберите более светлый оттенок для бликов и нанесите несколько прядок. В моём случае, я хочу, чтобы у неё были непослушные волосы, поэтому они вообще не будут прямыми, и будут похожи на дреды. Добавьте новый слой под слой портрета для того чтобы нарисовать волосы, которые будут видны позади лица, так рисовать намного легче, так как не придётся волноваться о том, что эти волосы могут зайти на какой-то другой элемент портрета. К тому же, продолжайте работать над лицом, сглаживая его и уделяя должное внимание тем деталям, которые вы хотите подчеркнуть; проработайте верхнюю часть тела (Рис. 07). Теперь мы можем вплотную заняться волосами. Снова выберите нужную кисть с узором в крапинку и измените её размер вручную, чтобы прядки лучше получились. Тут "веселье" и начинается: мы добавляем новый слой и наносим на него часть волос, затем слегка размазываем его либо при помощи фильтра «Размытие по Гауссу» (Gaussian Blur Filter) (будьте внимательны при работе с этим фильтром), либо «Медианным» (Median Filter) фильтром, либо слегка размыть при помощи инструмента «Палец», чтобы создать эффект мягкости там, где это необходимо. Добавьте новые слои и нанесите на них новые прядки, доводя волосы до совершенства. По правде, каких-нибудь трюков для ускорения этого процесса просто нет; каждая прядь прорисовывается отдельно. Используйте некоторые из цветов фона и кожи персонажа, на волосах как «отражение», и в итоге вы получите гармоничную картину. Тёмные волосы рисовать обычно легче чем светлые, тем более, когда рисуете тёмные волосы всегда можно выкрутиться, добавив лишь парочку бликов, куда надо, в противовес однотонной области волос.

Нет никакой необходимости прорисовывать детально каждый волосок, даже для светлых волос. Одной детальной пряди волос, для привлечения внимания, будет достаточно, чтобы создать иллюзию реалистичных волос (Рис.08). Продолжим работу с волосами и нанесём детали. По мере продвижения вы будете добавлять всё новые слои, но вы также можете и соединять те, с которыми вы закончили работу, чтобы уменьшить размер рисунка. Переключитесь с крапчатой насадки кисти на круглую с рваными краем (ragged edge),  выставите размытость края (Size Jitter) и прозрачность (Opacity) нажима (Pen Pressure). Она нужна для размытия тех прямых волос, которые не сочетаются с выбранным направлением прядей. В основном я использовала цвета кожи для самых светлых бликов, где цвет ложится ровно. В то же время я оставила тёмно-бирюзовые тона на задней стороне головы и волос, где они встречаются с фоном, создавая вторичный источник света. Аккуратное размытие некоторых развивающихся прядей инструментом «Палец» (Smudge Tool) позволит им выглядеть реалистично (Рис.09). Когда вы будете довольны волосами, можете приступать к прорисовыванию бровей и ресниц, используя технику, которую я описал в первой части этого цикла статей. 

Также поработайте над тенями вокруг глаз и тенью, отбрасываемой лицом, добавляя немного цветов фона на кожу (Рис.10). Рисунок уже выглядит довольно хорошо, но мы ещё далеки от завершения. Рисунок по-прежнему сырой, пусть и неплохой, но всё же немного скучноватый. Если вы рисуете выдуманного персонажа, как я в данном примере, было бы хорошо, если бы вы продумали его образ и держали его в своей голове. Это поможет вам определиться с тем, что ещё можно было бы добавить в ваш портрет, что-то, что внешне отразит личность персонажа, что-то, что расскажет зрителям его историю. 

Я хочу, чтобы у моей героини была татуировка вьющегося водного змея, обвитого вокруг плеча, который будет подчёркивать её характер, а не просто играть роль украшения. Для начала добавьте новый слой и набросайте змея, обращая внимание на сгиб плеча и руки. Вы же не хотите, чтобы Тату выглядела ненатурально на её коже - она должна быть частью кожи (Рис.11а). Как только набросок будет готов, добавьте ещё один новый слой и, используя круглую кисть (Paintbrush) с прозрачным (Opacity) нажимом (Pen Pressure) и выключенной жёсткостью (Opacity Jitter), нанесите чёткий контур. Потратьте на эту работу значительную часть времени, если вы хотите, чтобы тату была максимально чистой, словно её контур нанесён тушью (Рис. 11б).

Для того чтобы разукрасить тату, добавьте новый слой под слой с наброском. Выберите цвет, который лучше всего подходит как базовый; я выбрала один из цветов фона. При помощи кисти с круглой насадкой раскрасьте дракона одним ровным цветом без прозрачности, затем нажмите на значок «Сохранять прозрачность пикселей» (lock the Transparent Pixels) в окне «Слои», она расположена в верхнем левом углу этого окошка. Для чего она… собственно и свидетельствует её название: она сохраняет все не перекрытые новым слоем пиксели, что позволяет с легкостью рисовать на тех областях, на которых уже что-то нарисовано не выходя за границы (Рис.12). Выбирая всё новые цвета фона и глаз персонажа, разукрасьте змея. Цвет его языка я взяла на губах девушки. Используйте для этого обычные кисти и инструмент «Палец» с насадкой брызг. 
Нарисуйте её настолько реалистичной или мультипликационной насколько пожелаете, это же татуировка, в конце концов (Рис.13). Мы хотим, чтобы тату выглядела как часть кожи, а не просто краска на теле, поэтому включим режим "Перекрытие" (Overlay) слоя. Это станет причиной того, что тату будет слишком яркой, поэтому понадобится корректировка в диалоговых окнах «Уровни» (Levels) и « Кривые» (Variations), что будет довольно полезным. Создайте дубликат этого слоя и установите на него опцию «Мягкий свет» в выпадающем меню окошка «Слои»,  в результате она станет ярче и выразительней.

Вы можете подрегулировать прозрачность в соответствии с вашим рисунком; на моём рисунке верхний слой с 65%-ой прозрачностью, слой с мягким светом – 100% (Рис.14а). Рисунок уже выглядит довольно неплохо, но по-прежнему слишком гладкий, поэтому добавим кое-какой эффект. А именно созданием дубликата цветового слоя с «сохранением прозрачных пикселей» (lock the Transparent Pixels) и заливкой белым цветом. Затем добавляем текстуры (вы можете воспользоваться фототекстурой или текстурированной кистью) тёмного оттенка и затем отжимаем кнопку «сохранения прозрачных пикселей» (lock the Transparent Pixels). Установка режима слоя «Умножение» (Multiply) смешает его с нижними слоями, также уменьшите прозрачность - это в данном случае только к лучшему. Финальный штрих – добавляем слабую тень вокруг контура татуировки; не перестарайтесь, она не должна быть похожей на тень, но в то же время должна быть видимой, чтобы было похоже, что тату на коже (Рис.14б). Вы можете ещё немного отрегулировать "Уровни" татуировки, чтобы она выглядела ещё реалистичней, затем добавьте ещё теней на ее дальнюю часть и синий оттенок на ближнюю. Добавьте ещё немного теней на морду и прорисуйте правый глаз, чтобы, наконец-то, закончить с татуировкой. Теперь, когда тату готова, добавим лёгкое размытие, что позволит ей выглядеть на коже ещё лучше. Опять посмотрите на весь портрет в целом, чтобы ничего не упустить.
 На данном этапе полезно взглянуть на весь портрет целиком, чтобы увидеть, что не так. В моём случае тату выделяется больше чем лицо девушки, что совсем нежелательно, конечно в том случае, если мы не ставим целью демонстрацию татуировки. Поэтому нужно придумать, что с этим делать. Тут лучшим вариантом будет добавить очень броский и взаимодополняющий цвет в области головы девушки – смесь оранжевого и красного. Это не только позволит подчеркнуть лицо, но и сбалансирует красные тона на татуировке и губах девушки. Любой другой цвет не выделялся бы так или даже был бы неуместен. Таким образом, на новом слое нарисуем ей ленту красивого тёплого ярко-оранжевого оттенка (Рис.15).

Перед тем как заняться лентой в волосах основательно я решила увеличить размеры холста, придав ему горизонтальную ориентацию. Таким образом, создаётся дополнительное свободное пространство, и я знаю, как им воспользоваться. Итак, раз мы изменили размер холста нанесём фон и на пустое поле. Затем сделаем ленту развивающейся, чтобы придать рисунку эффект движения и к тому же довершить композицию. Ну, и конечно, раз развивающаяся лента в волосах, то согласно законам физики и сами волосы должны развиваться (Рис. 16а). Займёмся шарфом и развивающимися прядями волос.   И, так как волосы нужно изобразить в движении, нам не нужно делать их чёткими, как мы делали это прежде, даже можно смазать большую часть тех, что прорисовали ранее. Для шарфа нужно создать эффект «Размытия в движении» (motion blur), и в большинстве случаев он достигается путём применения одноимённого фильтра «Размытие в движении» (Motion Blur filter). Тем не менее, будьте осторожны, никогда не следует полностью полагаться на фильтры; если всё же вы решили ими воспользоваться, всегда корректируйте его до нужного результата вручную. Также нам надо чтобы татуировка выглядела как элемент кожи - для этого размоем контуры при помощи инструмента «Размытие» (Blur Tool), особенно в тех местах, где тату скрывается под волосами, на руке и на плече в местах, где кончается их видимая часть. 
Также обратите внимание, я добавила немного подсветки на волосы (Рис.16б). Рисунок уже выглядит вполне завершённым на данном этапе, и, если бы мы пожелали, мы могли бы его оставить как есть. Но так как я по природе перфекционист, – самое время нанести финальные штрихи, а именно, текстуры. Создайте новый слой и выберите текстурированную кисть, выставив нужную жёсткость (Opacity Jitter) и размытие края (Angle Jitter) равным 50%; так она будет не такой рельефной.
Выберите очень светлый цвет – тёплый светло-жёлтый подойдёт лучше всего – и нанесите выбранную текстуру на рисунок. Сотрите все выходящие за края пятнышки обычной круглой кистью. Выберите слой с пятнами, установите его поверх остальных и установите на нём прозрачность на свой вкус. Теперь, если надо, снова подчистим лишние пиксели. Затем сделайте тоже самое, нанося тёмные пятна. Вы можете нанести веснушки и другие элементы, чтобы создать эффект настоящей кожи. Я к тому же добавила слабый румянец на щеку, брови, на лоб, линию челюсти и носа крапчатой кистью, что было описано в предыдущих статьях этого цикла (Рис.17).
 Взглянув снова на рисунок, покажется, что ленте чего-то не хватает, поэтому сделаем из неё парчу. Итак, для тех, кто не хочет заканчивать, оставив всё как есть, расскажу, как нанести узор на ленту: откройте новый файл по размерам пропорциональным портрету, добавьте новый слой и нанесите узорный рисунок при помощи простой круглой кисти с прозрачностью и мягкостью, согласно тому как узор должен будет выглядеть на портрете (Рис.18а). Затем перенесите его на ленту, дублируйте и поворачивайте слой за слоем, чтобы узоры составили в итоге рисунок на парче. Сотрите пиксели, вышедшие за пределы, а также те, что находятся в месте сгиба ткани.
Если не уделить этому внимания, в итоге парча будет выглядеть очень «коряво». Деформируйте узор там, где нужно, чтобы он ложился на изгиб ткани. Это можно сделать либо при помощи инструмента «Свободного Трансформирования» (Free Transform Tool), либо «Фильтр Плавления» (Liquify Filter), выбрав пункт «Инструмент Прогрессивного Свёртывания» (Forward Warp Tool). После того как закончите с этим воспользуйтесь фильтром размытия: либо «Медианный» (Median), либо «Размытие по Гауссу» (Gaussian Blur), чтобы слегка смягчить узор. И снова будьте предельно осторожны, если вам нужно, чтобы узор выглядел как часть ткани, так что не размойте его. Также наложите эффект «Размытия в движении» (Motion Blur) там, где это необходимо; в том месте, где лента размыта в движении, узор должен быть тоже нечётким (Рис. 18б). Если вам хочется добавить ещё текстур, и вы хотите, чтобы рисунок был неотразимым, вы можете выставить на верхний слой фототекстуру и поиграть с настройками прозрачности. Перекрытие или смягчение света всегда даёт лучшие результаты. И, наконец, если вы хотите подобрать более живые цвета, измените слегка настройки «Уровней» (Levels), а также можете «поиграть» с «Кривыми» (Variations), чтобы придать рисунку совершенно другие оттенки. Вот теперь ваш портрет закончен! (Рис. 19).

Несколько слов в заключение…
Меня по прежнему поражает, сколько времени может уйти на создание портрета из-за бесконечного желания воссоздать мельчайшие детали. Но по прошествии лет я поняла, что излишество деталей также часто портит рисунок, изображаемое становится статичным, безжизненным и вычурным. Поэтому сейчас и потом, давайте не будем заполнять абсолютно все пропуски. Оставьте зрителю пространство для воображения. Если вы всё-таки не удовлетворены созданием минимальных деталей и хотите большего, к примеру, в плане волос, помните, что «правило большого пальца» по прежнему остаётся неизменным: чем меньше, тем лучше. Это правило не должно быть оправданием неряшливости, точно так же и любовь к мелочам должна быть до конца оправданной и бережной. А сейчас беритесь за кисть и вперед творить. Успехов!

Материал взят с сайта http://www.voice-made.ru
Автор статьи и художник: Николай Александер (Nykolai Aleksander)
Чтобы узнать больше о художнике посетите: admemento.com
Статья взята из журнала: "2D Artist" № 036 (за Декабрь 2008 г.)
Перевод статьи: Зиненко Александр
Редакция статьи: Попова Арина

1 комментарий: