среда, 26 октября 2011 г.

Раннехристианское искусство


церковь Сан Лоренцо фуори ле мура


 Наконец дошли руки до публикации поста о раннехристианском искусстве. Здесь вы узнаете немного больше о катакомбах, базиликах и богатом убранстве раннехристианских церквей.









Катакомбы Св.Каллиста
(catacombe di San Callisto)
Катакомбы Св.Каллиста
(catacombe di San Callisto)
В период, когда христианство нелегально существовало в языческой Римской империи возникло раннехристианское искусство послужившее мостиком между средневековым и античным искусством. Изучение раннехристианского искусства началось еще в эпоху Высокого Возрождения, когда в 16 веке были случайно обнаружены подземные христианские кладбища 2-4 вв, которые, также, служили убежищем и местом сбора христианской общины (их условно стали назвать катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб). Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения - кубикулы. Кубикулы сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные различными рельефами саркофаги. В росписях катакомб еще присутствовали античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система символов и иносказаний, связанная по началу лишь с поминальным культом. По начальным христианским понятиям птицы и животные населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей - со св. Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами, - с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Так создавалась роспись, похожая на тайнопись, понятная лишь посвященному. В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, Христос уподобляется пастырю, а его ученики - павстве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигура юноши-пастуха с ягненком на плече - добрый пастырь, наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворение Христа. Особенно часто попадаются мотивы чудесных спасений и исцелений присутствующих в библейских и евангельских сюжетах, в которых видели символ спасения души. Душа умершего изображалась в виде оранты - женщины в молитвенной позе с поднятыми и раскинутыми в стороны руками. 
Катакомбы святого Каллиста (оранта)
Круг сюжетов был ограничен и не имел связного повествования. Иной мир изображения, иное мышление требовало иного художественного языка. Фигуры еще объемны (как в поздней античности), но, например, в орантах, символизирующих победу духа над плотью, все больше подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело прячется под хитоном, главное внимание сосредотачивается на лице и больших глазах, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости. Так от наивно-искренних, чистых и робких по исполнению образов, раннехристианское искусство переходит к образам напряженно-экстатическим, форма подвергается  дематериализации усиляя духовное начало.
Катакомбы святого Себастьяна
(Catacombe di San Sebastiano)


Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне.
VI в. Фотография. XX в.
Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы;
3 – трансепт; 4 – средокрестие; 5 – пресбитерий;
 6 – апсида (хор)
С признанием христианства  (313г.) и с превращением его в государственную религию появляются первые христианские храмы - базилики (название произошло от дома ахонта-базилевса в Афинах). Базилика является вытянутым зданием по оси восток - запад, со входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и разделено рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами или кораблями (церковь - корабль, спасающий души). Иногда перед западной частью храма располагался атрий (атриум) - двор с водоемом. Входя в храм, прихожане сначала попадали в наргекс - поперечное по отношению к нефам помещение, первоначально предназначавшийся для тех, кто еще только готовился принять христианство (для "оглашенных"). Алтарь храма всегда ориентирован на восток (на "гроб Господень"), а ритм колонн направляет взор верующих к апсиде, где размещалась алтарная часть.  Центральных неф был выше боковых - он завершался триумфальной аркой перед главным алтарем и освещался окнами, расположенных близко к кровле. Первые христианские базилики имели двускатную крышу в центре и плоское перекрытие, у боковых нефах была односкатная крыша. С развитием богослужения по центру храма, ближе к алтарной части, появился трансепт - поперечный неф. Возле церкви строилась колокольня. Епископские церкви - соборы имели здания для баптистерии (крещении), так необходимые в первые века новой религии. Позже стали ставить купель просто в церкви.


Собор Св. Петра
Примером древних базилик может служить базилика св. Петра в Риме не сохранившаяся до нашего времени, но обмеренная при сносе (ок. 330г.), на месте которой стоит сейчас собор св. Петра; сохранившаяся в основой своей части церковь Санта Мария Маджоре в Риме (4 в., затем 432-440 гг.); церковь вс. Павла - Сан Паоло фуори ле мура, построенная при Константине, но перестроенная после 386г. и восстановлена после пожара 1823г.; церковь Сан Лоренцо фуори ле мура, представляющая сейчас соединение двух храмов, 4 и 5 вв.
церковь Санта Мария Маджоре в Риме
(4 в., затем 432-440 гг.)
церковь Санта Мария Маджоре в Риме
 (4 в., затем 432-440 гг.)
церковь Сан Лоренцо фуори ле мура


церковь Сан Лоренцо фуори ле мура

церковь Сан Лоренцо фуори ле мура


церковь Сан Лоренцо фуори ле мура




Сан Стефано ротондо в Риме
 (конец 5в.)
Помимо базилик еще существовал другой вид храмов - центрического типа: круглые (ротонды), многоугольные и или крестообразные в плане, например церковь Сан Стефано ротондо в Риме (конец 5в.). По типу ротоны строились мавзолеи: крестообразные в плане мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (5в.), мавзолей св. Констанцы в Риме (первая половина 4 в.).





Сан Стефано ротондо в Риме (конец 5в.)
Сан Стефано ротондо в Риме (конец 5в.)
Сан Стефано ротондо в Риме (конец 5в.)

Мученицы. Мозаика базилики
 Сант-Аполлинаре Нуово
в Равенне. VI в. Фрагмент
Святой Лаврентий.
Мозаика южного люнета
мавзолея Галлы Плацидии в Равенне.
Около 440.
Раннехристианские церкви были довольно скромные по наружному оформлению, но имели роскошное внутреннее убранство. Стройные колонны коринфского или ионического ордера (подчас перенесенные во фрагментах прямо из языческих храмов); наборные полы из цветного камня; мозаика, размещенная в простенках между окнами и в апсиде, а не на полу, как было принято в античные времена, и составленная уже не из естественных камней, а из стеклянной смальты, характерной своей блестящей и мерцающей поверхностью, золотом и создающей мистическое впечатление; драгоценная утварь, златотканые облачения священников - все сливалось в единый образ роскоши (мозаика уже упоминавшегося мавзолея сестры римского императора и жены вестготского короля Галлы Плащиции (ок. 440), мозаики церкви Сан-Витале (547) и церкви Сан-Аполинаре Нуово (504) в Равенне).

гробница остготского короля Теодориха
 (493-526гг.)
Примером подражания римскому зодчеству может служить гробница остготского короля Теодориха (493-526гг.), находящаяся в Равенне - ее купол сделан из гигантского выдолбленного камня, ибо расчеты купольной конструкции были к тому времени потеряны.

Церковь Санта Пуденциана. Мозаика в апсиде, начало 5 в.

Мозаика в церкви Санта Мария Маджоре 
Росписи христианских храмов отличались от живописи катакомб не только техников, но перво-наперво содержанием. Незатейливую символику тайных убежищ вытеснили стены из христианского Писания и житий святых, изображение Христа на троне - властителя мира, Христа - учителя в окружении учеников, апостолов и евангелистов. Так, изображен восседающий на троне Христос на фоне иерусалимского пейзажа, проповедующий апостолам, в мозаике апсиды церкви Санта Пуденциана в Риме (конец 4 - начало 5в.). Фигуры еще материальны и объемны, позы естественны. Так прославляют Христа и ветхозаветных царей, а в рельефах колонн и триумфальных арок прославлялись римские императоры. Но со временем объемные фигуры заменяются более легкими и невесомыми, как в мозаиках триумфальной арки церкви Санта Мария Маджоре. Позы становятся более статичными, первенствующую роль играют линии, а не живописные пятна. Вытянутые фигура напоминают как бы рапорт орнамента. Со временем появляется и разномасштабность фигур, композиция теряет глубину, сохраняя только 2 плана, как в мозаике "Вознесение Христа" в апсиде церкви Козьмы и Дамиана в Риме (526-530). Кусты и две пальмы являются, по большей степени, символом места действия, а не пейзажем. Взгляды персонажей становятся все суровее и они обращены на зрителя, рассчитаны на то, чтобы прихожанин почувствовал все ничтожество и малость своего земного бытия.
Мозаики конхи апсиды Санти Косма е Дамиано. 527 г.

Книга в христианском богослужении породила еще один вид живописи - книжную иллюстрацию, книжную миниатюру. Появлению иллюстрации способствовало возникновение сброшюрованного кодекса из телячьей кожи - пергамена, лучше воспринимающего краску, чем древний папирус (2 - 4 вв.). Церковь, понимая как важно, для привлечения людей, искусство, становится главным заказчиком богато иллюстрированной богослужебной книги. Книгу украшают изображения евангелистов, сюжетные иллюстрации из Евангелия, золотые и серебряные буквы на пурпурном фоне придают ей великолепие (Венская Книга Бытия, 5-6 вв.). Искусство книги и миниатюры было не единственным художественным ремеслом в монастырях. Из их стен выходили замечательные образцы резьбы по слоновой кости, разнообразные ювелирные изделия, подчеркивающие богатство и великолепие. С падением Западной Римской империи завершается история раннехристианского искусства и начинается новый этап - искусства дороманского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий