пятница, 3 июня 2011 г.

Искусство Римской республики.


После небольшой передышки мы продолжаем разговор об истории мирового искусства. В данном посте пойдет речь об искусстве Римской республики (4-1 в. до н.э.).

Искусство Римской республики.

В 4-3 вв. до н.э. Рим подчинил себе весь Апеннинский полуостров, а в 3-2 вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все Восточное Средиземноморье. Римляне создали мощное военно-административное государство и ввели твердую упорядоченность в быт, который напоминал был казармы. Постоянное пополнение рабами из плененных давало дешевую рабочую силу.  Очень скоро новая республика плебеев (пришлое население Рима) и патрициев (коренное население входившее в родовую общину) превратилась в могучую рабовладельческую державу древнего мира. Но на протяжении всего времени существования Римская республика постоянно сотрясалась под восстанием рабов, постоянные гражданские войны и борьба за власть привели к ее падению и возникновению империи.

Римляне, так же как греки и этруски, были язычниками, но их религия, а вслед за ней художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие было более практичным и трезвым. Многое в религиозных обычаях и представлениях они переняли от этрусков, более суровые, нежели греческие, а так же некоторые основы строительной техники (об это мы говорили в предыдущем посте). Уже в эпоху Республики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс законов и именно римское право в последствии явилось основой всей европейской юриспруденции. После того, как Рим завоевал Грецию, началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец.

Во 2 в. до н.э. греческий язык стал обычным в высшем обществе, прекрасные произведения искусства и статуи заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда появилось много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но отношения к художнику, как избраннику богов, которого наделили талантом, никогда не было в Риме. Римское искусство было всегда более утилитарным.

Аппиева дорога.
Утилитарность римского мышления отразилось и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили замечательные дороги. По Аппиевой (древнейшая из дорог, строительство которой в 4 в. до н.э. начал Аппий Клавдий), римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья.

Древний римский акведук.
Со 2 в. до н.э. римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся на десятки км.  акведуки, ибо снабжение Рима водой с Альбенских гор было одной из самых главных задач, из-за непригодности воды из Тибра. Остатки каменного акведука со свинцовыми и глиняными трубами и по сей день сохранились в некоторых окрестностях Рима. В период Империи водой акведуков снабжались фонтаны, фермы  дома горожан.

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем
 рынке (Форуме).  1в. до н.э.
Открытие бетона, как нового строительного материала, дало новые конструктивные решения строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. Снаружи здание облицовывалось камнем или мрамором. В культовом зодчестве римляне выбирали либо тип греческого периптера, модифицируя его по-этруски в псевдопериптер - они располагали его на высоком подиуме с лестницей и делали углубленный портик, а колоны теряли свое конструктивное значение и делались не колоннами, а полуколоннами, либо выбирали тип ротонды - это круглый в плане храм, окруженный со всех сторон колоннами, как, например, храм на так называемом Бычьем рынке в Риме (1 в. до н.э.) с 10-метровыми коринфскими колоннами.

Форум Цезаря в Риме.
1в. до н.э. 
Во времена республики Форум - центральная площадь, где кипела вся деловая, торговая и политическая жизнь города,- находился между холмами Капитолий и Палатин. Здесь располагались основные общественные здания - сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы (в одном из них хранилась казна) и трибуна, с которой выступали ораторы. Здесь ставили посмертные и прижизненные статуи знаменитым горожанам Рима. Размер Форума в 1в. до н.э. был 160-80 м, но с течением времени ее облик менялся. Храмы заполнялись греческими скульптурами и др. предметами искусства, которые вывозили завоеватели отовсюду, но в основном из городов эллинистического мира. В 55-52 гг. до н.э. на Марсовом поле был воздвигнут театр Помпея - это было уже самостоятельное здание, а не скамьи под открытым небом.


Портрет Юлия Цезаря.
1в. до н.э.
"Тогатус"
Одно из самых величайших достижений римского искусства - это римский скульптурный портрет. В отличие от греческой скульптуры, которая ставит своей задачей создать идеальный прекрасный образ гражданина греческого полиса, римский же портрет передает неповторимую индивидуальность модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погребальном портрете и в древних обычаях самих римлян дома ставить изображения предков хозяина этого дома. Гипсовые слепки (восковые отливки этих портретов-масок) хранили дома и несли в погребальных процессиях. Этот обычай научил римских скульпторов очень точной передаче черт лица. Рациональный, трезвый и объективный ум римлян способствовал развитию именно портретного жанра. Бронзу, как основной материал для скульптуры, сменил в 1в. до н.э. мрамор, и первые мраморные портреты отличаются некоторой жестокостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но со временем натуралистичность уступает художественному обобщению. В статуе в рост у римлян виден образ делового человека, оратора, гражданина Республики. Его поза довольно проста и естественна, жест полон достоинства, в лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу (верхняя одежда граждан мужского пола), отсюда условное название фигур - "тогатус".

Комментариев нет:

Отправить комментарий